Ohlins
Шведский производитель спортивных амортизаторов
В производственной программе фирмы
Ohlins есть однотрубные
амортизаторы на любой вкус — от нерегулируемых, предназначенных
для американских гонок NASCAR с их жесткими техническими
требованиями, до амортизаторов с широчайшими возможностями
настройки для Формулы-3000. Но наиболее популярными являются
изделия серии 46HRC с выносным резервуаром и настройками усилий
сжатия и отбоя. Они могут носить разные имена, ведь в
обозначении амортизатора Ohlins зашифрованы особенности его
исполнения, но их конструкция схожа, она проверена и «отшлифована»
тысячами километров гонок.
Основу амортизатора составляет поршень сложной конструкции, в
котором располагаются клапаны отбоя. Дросселем служит пустотелый
шток, по которому масло перетекает с одной стороны поршня на
другую. Внутри штока располагается стержень, частично
перекрывающий канал. Поворотом регулировочной гайки на штоке (в
исполнении для подвески McPherson — поворотом специальной гайки
в торце корпуса) регулируется степень перекрытия дросселя, а,
следовательно, и характеристики отбоя. Этот же стержень отвечает
за температурную стабильность работы амортизатора. Нагреваясь,
он удлиняется сильнее самого штока, уменьшает сечение дросселя и
за счет этого компенсирует снижение усилия, вызванное падением
вязкости масла.
Характеристики сжатия задаются клапаном в выносной камере, через
который проходит жидкость, вытесненная дополнительным
объемом штока. Схема регулировки та же - стержень,
перекрывающий отверстие дросселя. При большой скорости
движения на поршне срабатывает подпружиненный клапан,
открывающийся при отбое. Аналогичный есть и на входе в выносной
резервуар, он отвечает за «быстрое» сжатие и на некоторых
моделях тоже делается регулируемым. Сам выносной резервуар может
крепиться непосредственно к корпусу амортизатора или быть
соединен с ним армированным шлангом. Существенного влияния на
характеристики это не оказывает, заказчик волен выбрать вариант,
более удобный для него по компоновке.
Еще
один предмет гордости фирмы Ohlins — амортизаторы ТТ44 и ТТ40,
предназначенные для установки на серьезные «формулы».
Аббревиатура ТТ расшифровывается как Twin Tube (двухтрубные), но
их конструкция никакого отношения к обычным «двухтрубникам» не
имеет. Впрочем, название не врет, у ТТ действительно два
цилиндра — внешний корпус и рабочий цилиндр, расположенный
внутри него. Однако действует амортизатор как однотрубный — при
сжатии лишнее масло вытесняется в выносной резервуар, в котором
есть компенсационная камера со сжатым газом. Полость же между
цилиндрами полностью занята жидкостью. Предназначение этой
камеры состоит в том, что через нее масло перетекает из области
над поршнем в область за ним и назад, проходя через
расположенные в корпусе амортизатора регулируемые дроссели.
Такая схема позволила сделать поршень без дросселей (в качестве
опции возможна установка в поршень регулируемого
высокоскоростного клапана сжатия) и уменьшить внутреннее трение.
Последнее очень важно именно для формульного амортизатора.
Обычно он устанавливается под обтекателем машины, и малые хода
колес превращаются в микроскопический рабочий ход амортизатора.
При этом он должен развивать немалые усилия, иметь точные
характеристики и легко регулироваться. С последним у
амортизатора ТТ все в порядке — три (две сжатия и одна отбоя), а
в качестве опции четыре регулировки, каждая из которых имеет от
28 до 55 положений!
|